Фэндом

Основными теоретиками концепции сетевого общества являются Мануэль Кастельс и Ян Ван Дейк.

Мануэль Кастельс считает сетевое общество таким типом общества, в котором ключевые социальные структуры и их деятельность строятся с помощью электронных коммуникаций (компьютерных сетей).

Image006.gif

Под сетью понимаются три и более "узла". Наименьшее число связей между ними - три. Сеть сама реструктурируется (если какой-то узел перестает быть важным, он удаляется из сети), и при этом у нее нет центра. Возможно, какие-либо узлы являются более важными, но единого руководящего узла нет. Самое главное - между узлами создаются потоки, которые формируют современную общественную систему.

Для Кастельса важнейшим ядром современного общества являются сообщества.

Ян Ван Дейк считает, что в сетевом обществе межличностная коммуникация все больше и больше переходит в виртуальное пространство. В соответствии с этим, все более важную роль играют социальные и медийные сети. Автор считает, что виртуальная коммуникация может осуществляться на любом уровне: межличностном, групповом или организационном, общественном и глобальном. Но какой бы уровень мы не рассматривали, ядром нового общества является индивид.

Политическая сфера Экономическая сфера Социальная сфера Духовная сфера
Новые возможности для политического управления. Сети не имеют центра. Сетевое предпринимательство становится базой нового общества. Распространяется как на локальном, так и на глобальном уровне.

Определяет новую структуру как "информационный капитализм"

  1. Появляется новый тип личности - сетевая личность. Такой человек хорошо ориентируется в виртуальном пространстве и легко общается со связанными с ним индивидами. Такие индивиды создают Виртуальное сообщество, способное управлять, обсуждать важные вопросы.
  2. Новые формы стратификации: работники физического труда становятся не столь востребованными, в то время как те, кто ничего материального могут и не производить, становятся элитой.
В сетях возникает особый тип культуры, к которому человек сетевого общества должен быть приспособлен. К нему предъявляются определенные требования во владении логикой нового языка, кодировании информации и ее декодировании.

Сетевое общество не угрожает национальным государствам. Им нужно выйти на международную арену.

Литература

Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура

Van Dejk J. Network Society

Также на Фэндоме

Случайная вики